Ритуальная Магия
Введение
Основная задача мага заключается в проявлении власти, но способы ее применения так же различны, как и магические методы. От грандиозной церемонии, в которой маг демонстрирует владение всеми силами Вселенной, он может перейти к чему-нибудь настолько тривиальному, как, например, насылание нарывов на своего врага. То он взлетает на кладбище в ритуале некромантий, то коварно превращает людей в животных. (Этим занимался Алистер Кроули, превративший однажды поэта Виктора Нойбурга в верблюда.)
Интересную картину способов применения своей власти магами дает трактат "Lemegeton", перечисляющий имена и способности 72-х дьяволов, большинство из которых владеет более чем одним умением. Основное внимание в этом трактате уделяется приобретению знаний. Более половины перечисленных дьяволов включают в сферу своей деятельности обучение. Одни учат ремеслам, другие - грамматике, третьи - языкам птиц и животных, а один даже, как ни странно, - этике. Они обучают магическим наукам, искусствам, философии, математике, логике, языкам, астрономии и астрологии, оккультным силам трав и камней. К тому же некоторые из них открывают тайны, демонстрируют события прошлого, настоящего и будущего, помогают отыскивать потерянные и украденные вещи. Этот акцент на знаниях и тайнах отражает традиционное представление о том, что восставшие ангелы, возлюбившие человеческих дочерей, обучили их всем искусствам и ремеслам. Это также отражает большое значение, которое оккультисты придают знанию, а не добродетели, как способу духовного роста, а также убеждение, что знание Вселенной равноценно власти над ней.
Следующая группа дьяволов вызывает смерть, разрушение и ненависть. Они приносят убийства, войну и кровопролития или поднимают ураганы и вызывают землетрясения. Два из них обладают способностью мучить людей гноящимися ранами, а третий приносит мучительную смерть с трехдневной агонией от гнойных ран. Два обладают способностью лишать жертву зрения, слуха или рассудка, два в состоянии лишить влиятельных людей их высокого положения и звания. Другие могут обращать людей в животных и придавать им иные образы.
Еще одна группа занимается благосостоянием и положением мага. Они обеспечивают его богатством и сокровищами, одаривают его дружбой и расположением окружающих, дают высокое положение в обществе, добрую репутацию, вселяют в него хитрость, отвагу, ум и красноречие. Три из них могут обращать металлы в золото и деньги.
Двенадцать дьяволов снабжают мага добрыми знакомыми духами, отдавая их ему в услужение. Одиннадцать обеспечивают любовь и симпатию женщин, а один может заставить их являться обнаженными. Три властвуют над душами и телами умерших. Другие делают мага невидимым и создают у него приятные иллюзии - один может послать видение любого человека, другой создает иллюзию бегущей воды, третий - ощущение игры на музыкальных инструментах. Четыре дьявола в состоянии переносить людей с места на место. Один в состоянии разогревать воду для ванн. Один может обращать воду в вино, а другой - вино в воду.
Соединение обыденного и значительного также характерно для магии, как и соединение добра и зла. Дьявол по имени Гласиалабол обучает наукам и искусствам, что не может не радовать, но он же провоцирует убийства и кровопролития. Раум примиряет противников, но он же разрушает города. Флаурос при необходимости может уничтожить и сжечь противников мага, но, если таковая необходимость существует, он с радостью будет предаваться беседам о божественном. Сир "ни хорош, ни плох и будет выполнять волю своего хозяина".
Магические операции, подобные описанным в "Lemegeton'е", включающие в себя вызов духа - оккультной силы в виде ангела или дьявола, - имеют длинную историю и традицию. Основная схема подобных церемоний содержится уже в греко-египетских текстах, относящихся к I-IV вв. н. э., и повторяется в средневековых и современных учебниках, хотя и с многочисленными вариациями в деталях. Прежде всего маг приготавливает все необходимые аксессуары - меч, жезл, благовония, талисманы, магический круг, пентаграммы и гексаграммы. Когда все готово, он вызывает духа посредством серии заклинаний. И, наконец, он отдает духу распоряжения и отпускает его.
Подготовка и магический круг.
Божественны волшебные трактаты
По некромантии и прочим чудесам:
Круги, полоски, сцены, буквы, числа -
Нет большего, чего желал бы Фауст.
О что за мир преуспеяния и счастья,
Мир власти, почестей обещан в дар тому,
Кто стать готов усердным подмастерьем!
Мне подчинится все меж полюсами.
Что императоры и короли?
Им подданные лишь покорны.
Они не могут ни рассеять туч,
Ни вызвать бури; а моим владеньям
Пределов нет, как помыслам людским.
Ну что же, Фауст, хочешь попытаться?
Ученый маг, он как могучий Бог.